10 ноября заканчивается прием заявок на соискание премии "За достижения в привлечении средств на благотворительные и социальные проекты"!

Выиграйте 75 000 рублей, билеты на лучшие конференции по фандрайзингу и другие призы!

Заявки принимаются по адресу premia@fund-raising.ru

pdfЭтический кодекс фандрайзера(71.56 KB)

Этический кодекс фандрайзера
утвержден Общим собранием Ассоциации фандрайзеров 26.03.2014

Этический кодекс фандрайзера разработан Ассоциацией фандрайзеров (АФ) – объединением специалистов и организаций, занимающихся привлечением средств для реализации благотворительных и социальных проектов в России.

Миссией АФ является содействие развитию благотворительности в России через формирование и продвижение этичного и эффективного фандрайзинга, основанного на доверии и ответственности.

АФ объединяет фандрайзеров, добровольно принимающих на себя обязательство одновременно с удовлетворением потребности своего заказчика или работодателя действовать во благо общественных интересов. Для реализации этого видения и выполнения своей миссии АФ считает необходимым продвижение единых этических норм, отраженных в Этическом кодексе фандрайзера.

Задачи кодекса:

    • определить этические стандарты деятельности специалистов в области фандрайзинга;
    • создать основу для саморегулирования деятельности в области фандрайзинга;
    • помочь благополучателям и донорам понять, чем руководствуются фандрайзеры в своей деятельности, а также какие ожидания и требования могут быть сформированы в их адрес;
    • оказывать помощь в разрешении спорных с этической точки зрения ситуаций в сфере фандрайзинга;
    • повысить доверие к фандрайзерам и благотворительности в целом среди потенциальных доноров, госструктур, СМИ и широких кругов общества.

Этический кодекс разработан на основе передовой российской практики. Он также соответствует основным положениям International Statement of Ethical Principles in Fundraising – международного этического кодекса, принятого 26 странами – участниками IV Международного саммита по фандрайзингу в Нидерландах в 2006 году.

Подписание Этического кодекса является обязательным условием вступления в АФ.

 

Универсальные принципы работы фандрайзера

Честность

Фандрайзеры действуют честно и добросовестно, укрепляя доверие общества, доноров и благополучателей.

Уважение

Фандрайзеры с уважением относятся к своей организации и общему делу. Они признают право человека на неприкосновенность личной жизни, свободу выбора, этнокультурные и другие отличия.

Прозрачность

Фандрайзеры действуют открыто и ответственно, заявляя о возникших или возможных конфликтах интересов. Они способствуют распространению достоверной и исчерпывающей информации о своей работе, расходовании пожертвований и затратах на фандрайзинг.

 

Стандарты деятельности

Ответственность фандрайзеров в отношении пожертвований

1.1. Пожертвования следует принимать, если они сделаны добровольно, в соответствии с целями организации и расходы на их привлечение разумны и обоснованы.
1.2. Привлеченные пожертвования должны использоваться на цели, заявленные донору или согласованные с ним.
1.3. Средства должны расходоваться в соответствии с пожеланиями донора, если они были выражены.
1.4. Средства не могут привлекаться для собственной финансовой выгоды фандрайзера или членов организации, в которой он работает.
1.5. Сбор средств необходимо проводить тактично, без использования принуждения или давления на донора.
1.6. Следует оценивать риски для организации в случае получения пожертвований от организаций и лиц с негативной или неоднозначной репутацией в обществе.

Взаимоотношения с заинтересованными сторонами

2.1. Фандрайзеры несут ответственность за свою деятельность перед всеми заинтересованными сторонами, включая доноров, благополучателей и работодателей.
2.2. Фандрайзеры уважают права доноров, предоставляя им своевременную информацию о том, как используются их пожертвования, уважают неприкосновенность частной жизни доноров и стараются следовать их пожеланиям, включая анонимность пожертвования.
2.3. Фандрайзеры воздерживаются от проявления неуважительного отношения к конкурентам.
2.4. Фандрайзеры уважают права благополучателей, их чувство собственного достоинства. Привлекая средства, фандрайзеры не применяют материалы или технологии, задевающие достоинство благополучателей.
2.5. В работе с поставщиками или посредническими агентствами фандрайзеры применяют те же стандарты, что и внутри собственной организации. Они прилагают разумные усилия для того, чтобы поставщики не получали завышенной прибыли при работе с их организацией.

Ответственное отношение к информации

3.1. Фандрайзеры должны использовать только достоверную, правдивую и не вводящую в заблуждение информацию.
3.2. Фандрайзеры должны предоставлять донорам и общественности достоверную информацию об использовании средств, без преувеличений или преуменьшений.
3.3. Фандрайзеры должны ответственно относиться к персональным данным.
3.4. Информация о текущих и потенциальных донорах, подготовленная организацией или кем-то другим для нее, не может быть передана другим лицам или организациям, а также использована иначе, как от имени данной организации.
3.5. Фандрайзеры должны предоставлять донорам и благополучателям возможность не называть их в публичных материалах, а также в случаях, когда информация передается в другие организации.
3.6. Пожелание донора не обращаться к нему с просьбами о пожертвованиях, выраженное в любой форме, должно быть немедленно и беспрепятственно удовлетворено.

Финансовое управление, отчетность и стоимость фандрайзинга

4.1. Фандрайзеры несут ответственность за то, чтобы все операции по фандрайзингу были прозрачными и четко оформленными.
4.2. Фандрайзерам следует способствовать применению в своих организациях национальных и международных стандартов ведения бухгалтерского учета и отчетности.
4.3. Фандрайзеры в разумные сроки должны представлять достоверные ежегодные отчеты всем заинтересованным сторонам и призывать к этому свои организации.
4.4. Фандрайзерам необходимо убеждать свои организации не скрывать того, что деятельность по привлечению средств невозможна без расходов.
4.5. Фандрайзерам следует быть открытыми к предоставлению заинтересованным сторонам точной и понятной информации о расходах на фандрайзинг, вознаграждениях и затратах, а также к обоснованию этих затрат.
4.6. По требованию донора, благополучателя или работодателя фандрайзерам следует раскрывать любые договоренности о принципах формирования компенсации своего труда.

Оплата труда

5.1. Фандрайзеры предоставляют свои услуги, получая заработную плату в заранее согласованном с организацией размере. Фандрайзерам не следует получать за свой труд комиссионные, рассчитанные как процент от суммы собранных средств. Фандрайзеры также не должны принимать посредническую оплату или плату за найденного донора. Фандрайзеры могут выполнять свою работу в качестве волонтеров.
5.2. Фандрайзеры не должны получать никаких вознаграждений от потенциального донора или другой заинтересованной стороны, когда принимают решение о сотрудничестве от имени организации.
5.3. Фандрайзеры не должны стремиться к получению каких-либо выплат в денежной или натуральной форме от поставщиков товаров или услуг в качестве компенсации за заказы, размещенные у этих поставщиков.
5.4. Критерии, по которым рассчитывается вознаграждение фандрайзера, должны быть согласованы с ним заранее.
5.5. Приступая к сбору средств для организации, фандрайзер не должен гарантировать определенный результат, а также вводить в заблуждение работодателя относительно своих прежних достижений.

Следование законодательству

6.1. Следуя требованиям законодательства, фандрайзеры должны выступать против его нарушения организацией, в которой они работают.
6.2. Фандрайзеры не должны участвовать в деятельности, которая противоречит их юридическим обязательствам перед своей организацией или другими сторонами. Они должны избегать появления подозрений в ненадлежащих профессиональных действиях и уголовных правонарушениях.

Применение и исполнение Этического кодекса

Органом, регулирующим вопросы применения и исполнения Этического кодекса, является Комитет по этике АФ. В его первоочередные задачи входит пропагандирование этических принципов работы фандрайзера в обществе, разъяснение наиболее чувствительных для некоммерческого сектора положений кодекса, разбор возникающих ситуаций в области этики фандрайзинга и вынесение на общее собрание вопросов исключения из АФ за грубое и систематическое нарушение Этического кодекса со стороны ее членов.